22 февраля 2018

Тамодлин Александр

Вступил в сговор – в тюрьму!?
# антимонопольные споры

Все антиконкурентные договоренности на торгах станут уголовно наказуемыми.


В последнее время антимонопольные органы всё больше внимания уделяют выявлению антиконкурентных соглашений при проведении торгов и привлечению виновных к ответственности. При этом под удар попадают как предприниматели, так и представители государственных или муниципальных органов.

Во многих случаях дело не ограничивается штрафами, и антиконкурентное поведение становится предметом интереса и следственных органов. При этом, расследование уголовных дел в сфере антимонопольных нарушений происходит на фоне следующих особенностей. 

На сегодняшний день специальный состав предусмотрен только за такое антиконкурентное правонарушение как картель, представляющий собой соглашение между самостоятельными хозяйствующими субъектами, которое ограничивает конкуренцию (статья 178 Уголовного кодекса).

А вот, например, ограничивающие конкуренцию договоренности на торгах между заказчиком и участником, не получили специального уголовно-правового регулирования. Поэтому, даже если следствием будет установлено, что какой - либо участник торгов вступил в антиконкурентное соглашение с заказчиком, привлечение к уголовной ответственности ему не грозит. За исключением случаев, когда также устанавливается факт сговора участников торгов между собой. 

По этой причине, несмотря на огромное количество решений территориальных органов ФАС, устанавливающих сговор на торгах, количество уголовных дел находится в рамках статистической погрешности.

В попытке установить уголовно-правовой стимул не вступать в антиконкурентные соглашения, следственные органы идут по пути привлечения к ответственности хотя бы заказчиков. В результате, в отношении государственных или муниципальных служащих возбуждаются и направляются с суд «размытые» дела за превышение должностных полномочий. А те лица, с которыми они вступали в антиконкурентные соглашения выходят сухими из воды.

Хотя, представляется,  что именно сговор предпринимателя и заказчика должен оцениваться как наиболее общественно опасное из всех антимонопольных нарушений.

Безусловно, с учётом чётко заявленного государственного курса на пресечение ограничения конкуренции, такое положение дел не может оставаться неизменным.

В настоящее время, Правительство разрабатывает законопроект, которым предлагается внесение существенных изменений в действующий уголовный закон.

Законопроект предусматривает три основных нововведения.

Первое. Диспозиция статьи 178 УК приводится в соответствие с определением, содержащимся в антимонопольном законодательстве.

Это момент технико-юридический, но важный для последующего применения.

Второе. Вводится отдельная статья 178.1, действие которой будет распространено на антиконкурентные соглашения именно на торгах.

При этом уголовная ответственность предусмотрена и в отношении лиц, действующих от имени хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах, и в отношении представителей заказчиков и организаторов торгов.

Третье. Отдельно предусматривается уголовная ответственность для руководителей и владельцев организаций за антиконкурентные соглашения, а также при заключении антиконкурентного соглашения организованной группой.

Не исключено, что с учётом тенденции на персонализацию ответственности за деятельность юридического лица, действие этого нововведения будет направлено на конечных бенефициаров, как лиц реально владеющих хозяйствующими субъектами и принимающих ключевые решения.